Образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей
Презентация программы: открыть pdf файл (1,8мб)
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности. Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития вызывает необходимость в отборе и поддержке одаренных людей. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливают необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Но для того, чтобы выявлять и поддерживать детей имеющих высокий уровень развития, формирующееся самостоятельное мышление, необходим целый ряд специалистов, владеющих инновационными технологиями выявления и поддержки талантливых детей.
Область применения
Модуль рассчитан на следующие категории слушателей:
- представителей исполнительных органов власти, курирующих вопросы развития системы дошкольного образования;
- руководителей дошкольных образовательных учреждений и их заместителей;
- воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, преподаватели дополнительного образования).
Цель программы – подготовка специалистов, владеющих методами выявления и поддержки талантливых детей.
Задачи программы:
- познакомить с основными теоретическими подходами к проблемам способностей, одаренности, творческого мышления;
- освоить методы выявления талантливых детей, основы диагностики творческого мышления;
- изучить особенности, формы, методы и программы поддержки талантливых детей.
Программа адресована коллективам ДОУ Санкт-Петербурга и субъектов Российской Федерации, методическим службам, занимающимся решением проблем дошкольного образования и воспитания. Представители региональных Систем дошкольного образования РФ, прошедшие обучение по данной программе, смогут реализовать полученные знания при создании программ модернизации региональных (муниципальных) СДО; при изменении содержания и форм образовательных услуг конкретных ДОУ с учётом специфики регионов (муниципалитетов).
Технология реализации программы
Нормативный срок освоения модуля – 36 часов
Программа носит практико – ориентированный характер. Поэтому, помимо теоретического блока, слушателям будет предложен практический блок.
Практическая работа включает в себя:
- овладение готовыми программами и разработками специалистов в этой области
- разработку собственных проектов, программ и учебно – методических разработок
- самостоятельное внедрение их в практику при дистанционной методической поддержке
Модуль предусматривает:
- очную теоретическую часть 3 дня по 6 часов
- очную практическую часть 3 дня по 6 часов
- стажировка, проводимой по индивидуальным планам 1 час в неделю на 1 стажера , 3 недели
самостоятельную работу стажеров по разработке проекта (ноябрь – декабрь)
- консультативное сопровождение в дистанционном режиме работы слушателей по внедрению инновационных проектов в практику работы образовательной системы (ноябрь-декабрь).
Условия реализации программы:
Все слушатели будут обеспечены учебным материалом в электронной форме, на период консультативного сопровождения за ними будут закреплены научные руководители из числа преподавателей программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательный модуль № 6
«Образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей»
Цель: повысить профессиональную компетентность разных категорий работников дошкольного образования в области практического применения методов выявления и поддержки талантливых детей.
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | |
Лекции | Практические занятия | |||
1. |
Основные теоретические подходы к проблемам способностей, одаренности, творческого мышления |
6 |
4 |
2 |
1.1. |
Обзор исследований по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей. |
|
4 |
|
1.2. |
Психология творческого педагога |
|
|
2 |
2 |
Законодательные, нормативно-правовые основы создания программ /технологий для выявления и поддержки талантливых детей |
4 |
2 |
2 |
2.1. |
Нормативно-правовые документы министерства образования и науки в области организации образовательных программ |
|
2 |
|
2.2 |
Региональные программы развития образования |
|
|
2 |
3 |
Методы выявления талантливых детей |
12 |
6 |
6 |
3.1.. |
Характеристика различных методик диагностики творческого мышления |
|
6 |
|
3.2. |
Основы использования диагностических методик |
|
|
6 |
4 |
Поддержка талантливых детей |
12 |
6 |
6 |
4.1. |
Психолого – педагогическое сопровождение талантливых детей |
|
6 |
|
4.2 |
Креативные задания, тренинги для развития творческого мышления |
|
|
6 |
5 |
Организация работы с родителями и педагогами талантливых детей |
2 |
|
2 |
всего |
36 |
18 |
18 |