Образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей

Презентация программы: открыть pdf файл (1,8мб)

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности. Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.  Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития вызывает необходимость в отборе и поддержке одаренных людей. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в  ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливают необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Но для того, чтобы выявлять и поддерживать детей имеющих высокий уровень развития, формирующееся самостоятельное мышление, необходим целый ряд специалистов, владеющих инновационными технологиями выявления и поддержки талантливых детей.

Область применения

Модуль рассчитан на следующие категории слушателей:

- представителей исполнительных органов власти, курирующих вопросы развития системы дошкольного образования;

- руководителей дошкольных образовательных учреждений и их заместителей;

- воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

- специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, преподаватели дополнительного образования).

Цель программы – подготовка специалистов, владеющих  методами выявления и поддержки талантливых детей.

Задачи программы:

- познакомить с основными теоретическими подходами к проблемам способностей, одаренности, творческого мышления;

- освоить методы выявления талантливых детей, основы диагностики творческого мышления;

- изучить особенности, формы, методы и программы поддержки талантливых детей.

Программа адресована коллективам ДОУ Санкт-Петербурга и субъектов Российской Федерации, методическим службам, занимающимся решением проблем дошкольного образования и воспитания.  Представители региональных Систем дошкольного образования РФ, прошедшие обучение по данной программе, смогут реализовать полученные знания при создании программ модернизации региональных (муниципальных) СДО; при изменении содержания и форм образовательных услуг конкретных ДОУ с учётом специфики регионов (муниципалитетов).

Технология реализации программы

Нормативный срок освоения модуля – 36 часов

Программа носит практико – ориентированный характер. Поэтому, помимо теоретического блока, слушателям будет предложен практический блок.

Практическая работа включает в себя:

- овладение готовыми программами и разработками специалистов в этой области

- разработку собственных проектов, программ и учебно – методических разработок

- самостоятельное внедрение их в практику при дистанционной методической поддержке

Модуль предусматривает:

- очную теоретическую часть 3 дня по 6 часов

- очную практическую часть  3 дня по 6 часов

- стажировка, проводимой по индивидуальным планам 1 час в неделю на 1 стажера , 3 недели       
самостоятельную работу стажеров по разработке проекта (ноябрь – декабрь)

- консультативное сопровождение в дистанционном режиме работы слушателей по внедрению инновационных проектов в практику работы образовательной системы (ноябрь-декабрь).

Условия реализации программы:

Все слушатели будут обеспечены учебным материалом в электронной форме, на период консультативного сопровождения за ними будут закреплены научные руководители из числа преподавателей программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательный модуль № 6
«Образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей»

Цель: повысить профессиональную компетентность разных категорий работников дошкольного образования в области практического применения  методов выявления и поддержки талантливых детей.

№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе:
Лекции Практические занятия

1.

Основные теоретические подходы к проблемам способностей, одаренности, творческого мышления

6

4

2

1.1.

Обзор исследований по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей.
Психо - физиологические, индивидуальные, возрастные особенности талантливых детей.

 

4

 

1.2.

Психология творческого педагога

 

 

2

2

Законодательные, нормативно-правовые основы создания программ /технологий для выявления и поддержки талантливых детей

4

2

2

2.1.

Нормативно-правовые документы министерства образования и науки  в области организации образовательных программ

 

2

 

2.2

Региональные программы развития образования

 

 

2

3

Методы выявления талантливых детей

12

6

6

3.1..

Характеристика различных методик диагностики творческого мышления

 

6

 

3.2.

Основы использования диагностических методик

 

 

6

4

Поддержка талантливых детей

12

6

6

4.1.

Психолого – педагогическое сопровождение талантливых детей

 

6

 

4.2

Креативные задания, тренинги для развития творческого мышления

 

 

6

5

Организация работы с родителями и педагогами талантливых детей

2

 

2

всего

36

18

18