Детский сад (ГБДОУ) № 137 Выборгского района Санкт-Петербурга

Что делать, если ребенок говорит грубые или неприличные слова

Ребенок дошкольного возраста активно впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг него. Он не просто видит и слышит, но и непроизвольно запоминает все увиденное и услышанное. И никто из взрослых не в состоянии запретить ему это делать. Поэтому, как считает американский психолог Алан Фромм, проводить профилактику грубых и неприличных слов невозможно. Единственное, что можно сделать, так это самим не произносить подобные слова в присутствии ребенка. Тогда мы будем уверенны хотя бы в том, что подобным выражениям ребенок научился не в семье. Помимо общения с нами малыш наблюдает за детьми более старшего возраста, слышит речь взрослых на улице и в транспорте, смотрит телевизор и т.д.

Все дети – экспериментаторы, особен6но в 5-6 лет. Они готовы неустанно проводить опыты не только с предметами, но и с нами взрослыми. Услышав что – то новое, незнакомое, ребенку хочется продемонстрировать перед взрослыми то, чему он только что научился, иногда ребенок с гордостью копирует не совсем привычную речь значимого для него взрослого. А иногда ребенок произносит что – то нечто необычное, для того, чтобы посмотреть на нашу реакцию, узнать, хорошо или плохо он поступает. Если мы станем ругать его и показывать свое раздражение, недовольство, возможно он научится таким образом вызывать вспышки нашего гнева, тем самым завоевывать наше внимание к нему, пусть даже негативное. Не покупает мама в магазине игрушку, так вот я ей сейчас покажу, разозлю её и скажу такое, что ей станет за меня стыдно.

Некоторые дети уже имеют к возрасту 5-6 лет «акцентуации» характера. Дети «неугомонного» типа (Гарбузов В.) ни в чем не знают меры, не способны соблюдать дистанцию с родителями или педагогами. Хуже всего, что данная акцентуация характера приносит вред им самим, они больше всех подвержены влиянию улицы и т.п. Спасение таких детей – развитие у них интереса к какой – либо полезной деятельности. Развитие способности предвидения результатов своих поступков. Родители должны внушать детям установки на то, что хорошо, а что плохо, стыдно, нельзя. Сделать это лучше всего с помощью примеров, сказок.

Поэтому, если мы слышим от ребенка неприличные слова. Прежде всего необходимее спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить нельзя. Вместо этих слов можно сказать , например вот так…. И взрослый дает образец другого высказывания, которое заменит произнесенную глупость. Ведь иногда ребенок говорит что – то не так, как хочется нам, потому что не умеет и не знает, как можно сказать по другому. Не следует читать малышу длинных нотаций. Вряд ли он услышит все, что вы ему сказали, а тем более изменит свое поведение.

Итак, если ребенок говорит грубые слова

- Объясните ребенку, что такие слова говорить нельзя

- Покажите, какими словами можно заменить грубость

- Не ругайте его

- Дайте ребенку возможность выплеснуть его агерессию друним способом, например в игре

- Отвлеките ребенка

- Не угрожайте ему наказанием

- Кратко извинитесь перед окружающими, если вы находитесь в общественном месте

- Помните, что вы не имеете права ругать чужих детей, думая, что ваш ребенок «набрался» от них. Это не всегда правда.

- В тяжелом случае – проконсультируйтесь у специалистов (психолог, нейропсихолог, невропатолог) - это может быть вызвано заболеванием нервной системы.