Детский сад (ГБДОУ) № 137 Выборгского района Санкт-Петербурга

Фантазии и выдумки или в чем причины детской лжи?

Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они – ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностей детей дошкольного возраста. Они видят окружающую реальность другими глазами, часто не отличают ложь от фантазии и ложь их не всегда бывает преднамеренна. Формирование честности, уважения и доверия – прерогатива родителей, педагоги дошкольного учреждения могут только помочь в этом. Но очень часто, именно родители заставляют детей врать и изворачиваться. Память детей обладает некоторыми определенными свойствами, которые можно назвать воссоздающими. Идеально проиллюстрирует эту особенность эксперимент, проведенный американскими психологами в одной из начальных школ. Исследователи задали детям вопрос: «Было ли с вами так, что ваш палец попадал в мышеловку?». Как вы понимаете, вопрос специально был выбран так, чтобы исключить вероятность попадания. Естественно, в первый раз все дети дали отрицательный ответ. Но ученые на этом не успокоились, продолжая задавать этот вопрос день за днем. И через неделю дети стали в красках описывать, когда, где и как их палец попадал в мышеловку, что они при этом чувствовали, как мама смазывала прижатый палец и т.д. Многие родители делают то же самое, при встрече ребенка в детском саду спрашивая: «Кто тебя обижал?»; «Кто тебя ударил?»; «Откуда у тебя этот синяк?». И не удивительно, что в конце концов дети начинают придумывать себе обидчиков, несмотря на то, что и про синяк то забыли, и дрались в группе только они…

Дети до 3,5 – 4 лет могут рассказывать все, что приходит в голову, а затем, когда начинает развиваться внутренняя речь – появляется и «внутренняя цензура», т.е. умение «прикинуть», что стоит говорить, а что – нет. А выводы он делает из наблюдения за нами, родителями и другими близкими взрослыми. От того, насколько искренне складываются отношения с взрослыми, будет зависеть, насколько правдив он будет. Что является основной движущей силой в желании ребенка обманывать? Страх потерять любовь близких, их расположение, страх быть наказанным, униженным. Часто ложь – это способ самообороны. Малыши стремятся защититься от родителей, сверстников, личных проблем. Зачем мучиться от искушения, когда можно съесть все конфеты, а   фантики засунуть в карман младшему брату? В этой ситуации ребенок убивает двух зайцев: во – первых, получает внеплановое лакомство, а во вторых, мстит брату за любовь и ласку, которую, возможно, недополучает от родителей. Виноват ли в этом ребенок?

Ложь – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия – свободный полет воображения, абсолютно безвредный. В чем же причины детской лжи?

- Боязнь слишком строгого наказания;

- Множество запретов и завышенные требования к ребенку;

- Желание касаться лучше чем он есть, т.е. желание самоутвердиться;

- Самооправдание;

- Стремление привлечь к себе внимание;

- Дурной пример окружающих, особенно – родителей;

- Желание добиться неких приятных вещей, которыми могут утешить «обиженного».

Что делать родителям?

- Необходимо понять возможную причину лжи и проанализировать ее.

- Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его. Лучше поддержать его, чтобы он смог поверить в собственные силы: если смог сознаться, что сказал неправду – значит еще не все потеряно.

- Если видите, что ребенок не хочет сознаваться, не нужно заставлять его делать это, лучше рассказать сказку о том, к чему приводит ложь и сколько она может доставить неприятностей.

- Во время разговора с ребенком не надо спрашивать у него, правда ли то, что он сейчас говорит, именно это и ставит его в ситуацию необходимости обмана.

- Если вы знаете, что ребенок в данный момент лжет – можно сказать: «Ты рассказал очень занимательную историю»,-давая понять, что отличаете ложь от выдумки.

- Учитывая, что дошкольникам свойственно подражать всем, старайтесь сами быть честными, следить за своей речью.

- Желательно делать все, чтобы ребенок ощущал родительскую любовь к нему.

- Постоянно поддерживайте в ребенке чувство собственного достоинства и самоуважения.

В данной статье использованы материалы:
Зедгенидзе В.Я., Коррекция нарушений эмоционально-личностного
развития дошкольников в условиях ДОУ
Справочник дошкольного психолога, под ред. Широковой Г.А.