на главную

Отчет о результатах инновационной деятельности за период с 01.03.2012 по 28.02.2014 г.

Тема ОЭР "Организация совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности в государственных дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"
Полное наименование: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №137 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Руководитель ОУ: Афанасьева Зоя Ивановна

Научный консультант: канд. пед. наук, доцент Яковлев Сергей Борисович

Руководитель РЭП (координатор): Петрушенко Вера Вадимовна

Контактный телефон, адрес электронной почты руководителя РЭП +7903 095 88 13 petrushenko-vera@pochta.ru

Целью экспериментальной работы является разработка рекомендации по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) в группах комбинированной направленности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Основными направлениями медико-психолого-педагогического сопровождения являются:

- Выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР

- Создание условий для успешного освоения детьми с ТНР ООПДО

- Обеспечение коррекции недостатков в развитии и оказание помощи в освоении ООПДО Данные направления работы являются общими для педагогов и специалистов, поэтому важным аспектом являлся вопрос организации их взаимодействия.

Разработка индивидуальных карт развития. Выявление особых образовательных потребностей детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии проводится с помощью заполнения Интегративной карты индивидуального развития ребенка (ИКИРР). Карты были разработаны с целью объединения диагностических данных различных специалистов и педагогов. В ИКИРР отражаются: личностные особенности детей (заполняется по результатам опросов и анкетирования родителей); состояние здоровья (заполняется медицинским работником); уровень физического развития (заполняется инструктором по физическому воспитанию); особенности речевого развития (заполняется учителем-логопедом) и психического развития(заполняется педагогом-психологом), а также степень усвоения программного материала (заполняется воспитателями). Таким образом, эти карты включают все основные показатели развития ребенка и их динамику. Этот документ заводится при поступлении ребенка с ТНР в группу комбинированной направленности.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. На основе этих диагностических данных и рекомендаций специалистов и педагогов разрабатываются индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты (ИКОМ) на каждого ребенка с ТНР. Маршруты состоят из двух частей. Инвариантная часть одинакова для всех с ТНР детей, посещающих комбинированную группу. Эта часть проектируется на основе программ реализуемых специалистами и педагогами. Вариативная часть индивидуальна для каждого ребенка, она стоится на основе диагностик и рекомендаций медицинских работников, специалистов и педагогов. Образовательные маршруты состоят из четырех блоков: коррекционная работа, образовательная деятельность, психологическое сопровождение, оздоровление и физическое развитие. Каждое полугодие маршруты корректируются в соответствие с данными промежуточной диагностики.

На основе маршрутов осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Введение данных методов работы способствует индивидуализации обучения, позволяет сопровождать ребенка с ОВЗ на всех этапах обучения и развития.

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в системе медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности с применением ИКТ.

Одним из инновационных механизмов является заполнение ИКИРР и ИКОМ в электронном варианте и передача между участниками мониторинга с помощью информационно – коммуникационных технологий. Это значительно облегчает процессы заполнения, анализа, хранения информации и ознакомления с ней. Для этого мы используем он-лайн хранилище информации, так называемый «облачный сервис» DropBox. Это бесплатное онлайновое хранилище информации размером от 2-х до 18-ти гигабайт с удобным и привычным для пользователя интерфейсом. Dropbox позволяет пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. В случаях совместной работы, таких как проведение мониторинга и заполнение ИКИРР несколькими педагогами использование он-лайн хранилища позволяет редактировать документы в любое удобное время, не перенося информацию на флеш-накопителях. Необходимыми условиями является наличие компьютера и доступа в интернет. После заполнения карт всеми участниками мониторинга, собирается медико-психолого – педагогический консилиум, для анализа полученной информации и разработки индивидуального коррекционно - образовательного маршрута для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Форма Индивидуального коррекционно – образовательного маршрута так же хранится в «облачном сервисе» и заполняется педагогами аналогично ИКИРР.

Использование методов: заполнение интегративных карт индивидуального развития ребенка (ИКИРР), разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов (ИКОМ). Использование технологии взаимодействия участников образовательного процесса в системе медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности с применением ИКТ.

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей происходит на основе данных методов и технологий. Простота в заполнении, инновационный способ передачи информации, сочетание методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых сведений – значительно повышают заинтересованность участников образовательного процесса в результатах освоения ООПДО. Использование информационно – коммуникационных технологий позволило нашему коллективу значительно облегчить процесс заполнения документов. Отпала необходимость в бумажных носителях, переносе файлов с одного компьютера на другой (с риском заражения). Все что необходимо – наличие компьютера с выходом в интернет, установленный Dropbox (что делается достаточно легко). Далее пользователи редактируют необходимые документы и сохраняют их. При этом, каждый педагог, участвующий в мониторинге, может получить полную картину развития ребенка, так как он в любое время имеет доступ к необходимым документам. На основе полученной информации, педагоги могут лучше подготовиться к МППк, более эффективно организовать совместную деятельность с ребенком и коррекционную работу.

Была проведена оценка эффективности внедрения данных инновационных методов и технологий. Использовался метод опроса, анкетирования и самоанализа.

В результате обработки полученных данных видно, что педагоги ощутили положительные изменения в образовательном процессе. В частности, произошло повышение компетентности педагогов, повысился уровень их компьютерной грамотности. Улучшилось взаимодействие между участниками образовательного процесса, вероятно, за счет того, что процесс передачи информации между коллегами значительно упростился, педагог может выбрать наиболее удобное время для ознакомления с документацией и работы с ней Повысилась эффективность медико-психолого-педагогического сопровождения детей, что может объясняться:

- большей осведомленностью педагогов о состоянии развития детей;

- высвобождением времени и переориентацией его на организацию образовательного процесса;

- улучшением информированности педагогов о образовательных маршрутах, в том числе и индивидуальных.

Как сопутствующие эффекты можно расценивать следующие:

- Амплификация контроля за заполнением документации персоналом ДОУ;

- Экономия ресурсов (временных, материальных и т.д.);

- Повышение эффективности проведения консультаций родителей, за счет большей информированности о состоянии развития ребенка.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о достижении положительных результатов применения данных методов и технологий. Подробнее с данным инновационным продуктом можно ознакомиться на сайте ИМЦ Выборгского района http://sisobraz.shko.la/imc/innovacionnaa-deatelnost/festival-innovacionnyh-produktov. А также в публикациях: Афанасьева М.А., Петрушенко В.В. Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах комбинированной направленности//Служба практической психологии в системе образования. Партнерство и сотрудничество. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск 17. СПб., 2013.; Афанасьева М.А., Петрушенко В.В. Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах комбинированной направленности //Электронный научно-практический журнал РОНО. Выпуск №19. СПб., 2013

Описание механизмов реализации идей эксперимента и её результатов

Проектная деятельность.

В процессе экспериментальной деятельности дети с ОВЗ активно включались в проектную деятельность.

Совместные проекты педагогов и родителей: «Одаренный ребенок», «Давайте познакомимся», "Ты - взрослый, я - ребенок" . Выбранный нами метод творческого проекта, направлен на развитие творческих способностей, основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, а также формирует навыки сотрудничества. Родители, участвующие в проекте, могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В результате были достигнуты поставленные нами цели и задачи: раскрылись актерские задатки детей; повысилось самоуважение детей; повысилась социальная активность застенчивых детей; активизировалось творческое общение родителей и детей; повысилась сплоченность коллектива; удалось создать атмосферу творческого общения и поддержки в коллективе; усилилось взаимодействие педагогов и родителей.

Результаты проектной деятельности были представлены педагогами и специалистами нашего ДОУ на семинарах и конференциях различного уровня (Международный научно-практический семинар "Служба практической психологии в системе образования. Партнерство и сотрудничество", СПб АППО, 14-15 февраля 2013 г.; Городской научно-практический семинар "Инновационные процессы в современном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида", 26 марта 2013 года; место проведения: ГБДОУ д/с №137 Выборгского района Санкт-Петербурга и др.).

Технология: Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей. Песочницы, в которых играют дети, насыщены, помимо природного материала песка, миниатюрными игрушками, что дополнительно стимулирует детей к игровой деятельности. Игры в песочнице могут проходить как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы с детьми. Совместная игровая деятельность создает условия для развития навыков общения. В таких играх формируется умение соблюдать естественные границы личной территории, понимание того, что к кому-то можно подходить очень близко, а кто-то предпочитает играть на некотором расстоянии. Наконец, именно в таких играх вырабатывается умение соблюдать совместно принятые правила, что является основой социальной жизни общества.

Игры детей в песочнице позволяют решать следующие задачи:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние, создать позитивный настрой.

2. Развивать навыки общения, умения находить контакт со сверст-никами.

3. Развивать навыки самостоятельного решения отдельных проблем общения и конфликтов.

4. Развивать речь, способность выражать свои переживания, замыслы, идеи.

При этом педагог использует такие методы обучения как:

1. Игры в песочнице совместные с педагогом.

2.Самостоятельная игра в песочнице с предлагаемым сюжетом.

3.Игры в песочнице по собственному сюжету.

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей. В результате применения данной технологии происходит стабилизация эмоционального состояния. Дети с тяжелыми нарушениями речи начинают более свободно общаться со сверстниками. Появляется умение самостоятельно решать возникающие в процессе общения проблемы, умение выражать свои эмоции адекватным образом, умение сочинять истории, сказки. Большой объем стимульного материала в песочнице в виде игрушек помогает развитию речи. Эти эффекты четко прослеживаются в процессе проведения мониторинга интегративных качеств по ООПДО "Успех". В результате применения данной технологии наблюдается положительная динамика развития как коммуникативных, так и творческих способностей.

Подробнее с данной технологией можно ознакомиться в публикации: Унру Л.А. Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей//Служба практической психологии в системе образования. Партнерство и сотрудничество. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск 17. СПб., 2013.

Здоровьесберегающие технологии. В нашем ДОУ используются инновационные формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, образования и развития. В том числе система праздников – дней «разгрузки». Праздники проводятся в ноябре, декабре и марте, когда наступает, по нашим наблюдениям истощение ресурсов организма.

Основные задачи, которые решаются с помощью проведения «дней разгрузки» это: восстановление израсходованных ресурсов; отвлечения коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины; создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса (Афанасьева М.А. и др. Описание опыта профилактической работы в образовательном учреждении с использованием здоровьесберегающих технологий// Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2011 г).

В рамках медицинского сопровождения детей с ОВЗ используются как традиционные, так и современные методы. Применяется широкий спектр медицинских процедур обусловленный тем, что дети с ТНР имеют, как правило, отягощенный анамнез: часто отмечается наличие родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте, аллергические реакции и т.д.

В этом году в нашем ДОУ появилась соляная пещера, где наши дети проходят сеансы галотерапии. Этот метод основан на пребывании в искусственно созданном микроклимате соляных пещер. В результате этих процедур достигаются следующие эффекты:

- Профилактика заболеваний дыхательных путей

- Снижение аллергических реакций организма

- Повышение умственной и физической работоспособности

- Активизация защитных механизмов организма

- Положительное воздействие на центральную нервную систему и др.

Программы

На этапе адаптации к условиям дошкольного учреждения используется программа «Дружба», автором-составителем которой является педагог-психолог ГБДОУ №137 Афанасьева М.А. (М.А. Афанасьева Взаимодействие с семьей как условие адаптации ребенка к условиям ДОУ. – СПб., 2011; Афанасьева М.А . Альбом - помощник для адаптации ребенка к детскому саду СПБ., 2012.).

В совместной деятельности педагога-психолога с детьми комбинированных групп использовалась авторская программа Афанасьевой М.А. по развитию познавательных функций и коммуникативных способностей «Школа любимых героев» В соответствии с программой проводилась игровая совместная деятельность с детьми, с целью развития и коррекции навыков общения, развития речи, познавательных способностей развития творческих способностей (М.А. Афанасьева Программа развития познавательных функций и коммуникативных способностей «Школа любимых героев» СПб., 2011.);

Эти программы изданы и готовы к использованию в практической деятельности образовательных учреждений города.

Анализ  результатов  мониторинга.
Диагностика удовлетворенности родителей экспериментальной работой.

Была разработана анкета и проведено анкетирование родителей.

Анализ проведенного анкетирования показал высокую степень удовлетворенности родителями работой сотрудников детского сада.

Диагностика удовлетворенности педагогов экспериментальной работой.

Эффективность реализации программы ОЭР напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач.

В результате опросов и анкетирования педагогов на разных этапах ЭР было выявлено то, что они в целом удовлетворены результатами экспериментальной работы, однако работа с детьми с нарушениями речи требует от них повышенного внимания и увеличивает общую нагрузку, был отмечен факт несоответствия вознаграждения прилагаемым усилиям. Наряду с этим педагоги нуждаются в дополнительных знаниях, которые могли бы получать на семинарах, тренингах, посвященных инновационной деятельности. В соответствии с пожеланиями педагогов корректировался план работы. Было включено обучение педагогического состава поисково-педагогической деятельности. Руководством ДОУ была разработана система надбавок за активное участие в инновационной деятельности.

Нами использовалась методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога. В результате анализа полученных данных выяснилось, что большинство педагогов (65%) чувствуют себя готовыми к освоению новшеств, оценивают качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности как "хорошие"(76%). Основными препятствиями в освоении и разработке новшеств чаще всего назывались такие как: нехватка времени, недостаточное развитие исследовательских умений, недостаточное стимулирование.

Данные результатов диагностики учитывались при определении основных направлений работы на различных этапах экспериментальной деятельности.

Система управления инновационной деятельностью:

-перечень и обоснование разработанных локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ в ходе реализации инновационного проекта;

Локальный акт Обоснование
Положение о деятельности образовательного учреждения в режиме экспериментальной площадки. Регулирование взаимоотношений субъектов педагогической деятельности в инновационном процессе.
Положение о комбинированной группе. Организация коррекционной и образовательной работы
Программа и план опытно-экспериментальной работы Направления работы и предполагаемые результаты.
Решения Педагогического Совета Решения по организации инновационной и исследовательской деятельности требуют обсуждения всем педагогическим коллективом.
Приказы о распределении должностных обязанностей и возложении ответственности на участников эксперимента Дополнительное структурирование исследовательской работы.

Система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, ее влияние на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом;

В процессе реализации программы экспериментальной работы все педагоги нашего ДОУ повысили свою квалификацию в СПб АППО, НИУ ИТМО, ИМЦ Выборгского района и др. ОУ города. Педагоги посещали семинары, конференции различного уровня. Были не только слушателями, но и активными участниками, распространяя опыт инновационной работы. В рамках нашего учреждения проводились групповые и индивидуальные консультации, обучающие семинары, тренинги, на которых поднимались вопросы, интересующие участников образовательного процесса. На них были раскрыты различные стороны и перспективы инновационной деятельности. Планомерно повышался профессионализм педагогического коллектива, обобщается и распространяется опыт инновационной деятельности.

Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями

Организация Задачи взаимодействия Периодичность
СПб АППО, кафедра дошкольного образования 1) Получение информации по ведению инновационной деятельности
2) Составление отчетов, статей.
3) Участие в семинарах конференциях и т.д.
4) Публикация статей в сборниках СПб АППО"
По необходимости
РГПУ им. Герцена, факультет Коррекционной педагогики, кафедра Логопедии. 1. Консультативная помощь.
2. Участие в семинарах, конференциях и т.д.
3. Публикация статей в сборниках РГПУ им Герцена.
По необходимости
ИМЦ Выборгского района 1.Получение информации по ведению инновационной деятельности.
2.Методическая поддержка.
3..Составление отчетов.
В соответствии с планом ИМЦ
ППМС Выборгского района 1. Обмен опытом по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах различной направленности. По необходимости
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района
Районное методическое объединение педагогов – психологов
ГБДОУ Выборгского района СПб
Участие в методических семинарах объединения, обмен опытом. Ежемесячно
Поликлиника №73 1. Обследование детей.
2. Получение информации о воспитанниках с ОВЗ.
3. Направление родителей на дополнительные/необходимые консультации специалистов.
2 раза в год
По необходимости
МППК Выборгского района Проведение отбора детей с тяжелыми нарушениями речи в группы комбинированной направленности. Один раз в год
ГБДОУ № 93, №202, №136 Выборгского района, РЭП Обмен опытом инновационной деятельности По необходимости

Степень устойчивости результатов эксперимента, (возможные потери, риски, готовность к сбоям, в том числе в системе управления. Укажите способы оценивания надежности используемых Вами механизмов реализации эксперимента).

Разрабатывая проект ОЭР мы предполагали, что в результате нашей работы улучшится качество образования детей с ОВЗ в нашем ДОУ. Так же важными показателями эффективности являются: удовлетворенность родителей здоровых детей и детей с ОВЗ результатами совместного образования и удовлетворенность профессионалов результатами своей деятельности. Применяемая нами система работы: использование инновационных методов и технологий показала свою эффективность. Эти результаты прослеживаются в положительной динамике развития у детей комбинированных групп интегративных качеств. Анализ анкетирования родителей, чьи дети посещают комбинированную группу, показал высокую степень удовлетворенности родителями работой сотрудников детского сада. В результате опросов, анкетирования и самоанализа педагогов было выявлено то, что они удовлетворены результатами экспериментальной работы, повысилась их творческая активность и профессиональная компетентность. Повысилось общее количество педагогов, желающих участвовать в различных мероприятиях по распространению инновационного опыта. Важнейшим критерием эффективности является использование системы открытого взаимодействия участников ОЭР, предоставление результатов на общественное обсуждение в рамках проведения круглых столов, совещаний и конференций и т.д.