Образовательные технологии социальной интеграции детей мигрантов на примере проекта «Этнокалендарь» программы Правительства Санкт – Петербурга «Толерантность»
Презентация программы: открыть pdf файл (1,5мб)
Миграция отражает происходящие в обществе процессы и служит одним из индикаторов его благополучия/неблагополучия. Современная экономическая и политическая ситуация в мире, распада СССР изменили направления миграционных потоков и резко увеличили их интенсивность. По данным Федеральной миграционной службы, Россия сегодня вышла на первое место в Европе по числу трудовых мигрантов. По её подсчётам, их более 10 млн. человек. Ежегодный прирост населения России за счёт мигрантов из стран СНГ и Балтии составлял в 1990-е годы около 250 тыс. человек, а сегодня количество мигрантов в России равняется 5% её населения. Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии, улучшение межгрупповых отношений мигрантов и местных жителей особенно актуально, если эти процессы касаются детей, волей судеб ставших переселенцами. Эта ситуация привела к появлению социальных проблем детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме большое внимание.
В 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования. В условиях интенсификации межкультурного взаимодействия на первый план стали выходить проблемы образования, способствующие выяснению соотношения общего и особенного в традициях, в образе жизни, т. е. менталитете народов, и направляющие внимание общества на важность воспитания у подрастающего поколения толерантности, эмпатии по отношению к носителям инокультурных ценностей. В нашем городе также уделяется огромное значение миграционным процессам и проблемам миграции. В докладе о Положении детей в Санкт-Петербурге ( 2010 года) большая часть посвящена этой проблеме, где рассматривался ряд вопросов и о детях мигрантов в учреждениях образования, о социальной поддержке детей мигрантов, медицинской помощи детям мигрантов , а также о дальнейшем поэтапном внедрении в практику городской программы «Толерантность», в которой тесно взаимодействуют органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт — Петербурге, научные, образовательные учреждения и учреждения культуры, общественные организации Основная цель городской программы укрепление толерантной среды многонационального российского общества.
В связи с этим возникла необходимость создания программ, которые смогли бы совместить в себе две противоположные тенденции. С одной стороны, было важно увязать их с процессами глобализации, интеграции, интернационализации, с другой – сохранить своеобразие этнокультур.
Одними из целевых ориентиров развития образования к 2020г. являются:
- наличие квалификационных сертификатов не менее, чем у 50% мигрантов трудоспособного возраста;
- обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будущей личности. Современное дошкольное образование направлено на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности и ряда других качеств, которые в соответствии с федеральными государственными требованиями принято называть интегративными. Коротко можно охарактеризовать задачи, за счет решения которых приобретаются интегративные качества таким образом:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительной самооценки;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- включение детей в различные формы сотрудничества.
Обучение по программе «Образовательная технология социальной интеграции детей мигрантов на примере проекта «Этнокалендарь» программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»» дает слушателям возможность:
- ознакомится с характеристикой миграционных процессов и проблемами миграции;
- изучить законодательные, нормативно-правовые основы положения мигрантов;
- ознакомиться с особенностями этнокультурной адаптации детей мигрантов;
- освоить социально-психологические технологии адаптации мигрантов;
- понять особенности организации взаимодействия с семьями детей мигрантов;
- самостоятельно составить программу сопровождения этнокультурной адаптации.
Программа адресована коллективам ДОУ Санкт-Петербурга и субъектов Российской Федерации, методическим службам, занимающимся решением проблем дошкольного образования и воспитания. Представители региональных Систем дошкольного образования РФ, прошедшие обучение по данной программе, смогут реализовать полученные знания при создании программ модернизации региональных (муниципальных) СДО; при изменении содержания и форм образовательных услуг конкретных ДОУ с учётом специфики регионов (муниципалитетов).
Область применения
Модуль рассчитан на следующие категории слушателей:
- представителей исполнительных органов власти, курирующих вопросы развития системы дошкольного образования;
- руководителей дошкольных образовательных учреждений и их заместителей;
- воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, преподаватели дополнительного образования).
Цель программы: подготовка специалистов, владеющих технологиями социальной интеграции.
Задачи программы:
- познакомить слушателей с основными теоретическими подходами к проблеме воспитания этнотолерантности в условиях современной социокультурной ситуации России;
- овладение стажерами средств этнокультурного образования дошкольников, воспитания толерантности;
- рассмотреть этнокалендарь как системообразующую основу проектирования педагогического процесса;
- самостоятельное проектирование работы по воспитанию этнотолерантности у дошкольников.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательный модуль № 7
«Образовательная технология социальной интеграции детей мигрантов на примере проекта «Этнокалендарь»
программы Правительства Санкт – Петербурга «Толерантность»
Цель: подготовка специалистов, владеющих технологиями социальной интеграции.
№ п/п | наименование разделов и тем программы | всего часов | в том числе: | Формы контроля | |
лекции | практ. занятия | ||||
I |
«Этнокалендарь» как основа проектирования работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста |
18 |
18 |
|
Промежуточное тестирование по данному разделу |
I.1. |
Актуальность проблемы воспитания этнотолерантности в условиях современной социокультурной ситуации России. |
|
6 |
|
|
I.2. |
Особенности толерантного отношения к представителям других рас и этнических групп у детей дошкольного возраста. |
|
6 |
|
|
I.3. |
Средства этнокультурного образования дошкольников. |
|
6 |
|
|
II. |
Проектирование работы по воспитанию этнотолерантности дошкольников. |
18 |
|
18 |
Самостоятельное планирование работы : представление сценариев работы с детьми и родителями |
II.1. |
Планирование образовательной работы. |
|
|
6 |
|
II.2. |
Социально-психологические технологии адаптации мигрантов. |
|
|
6 |
|
II.3. |
Представление сценариев взаимодействия с детьми. |
|
|
6 |
|
всего |
36 |
18 |
18 |
|